В нашей школе с 2001 года работает программа «Семья». Социальная карта школы на 2007-2008 учебный год выглядит следующим образом: малообеспеченных семей - 30, в них находится 32 ребенка; многодетных семей - 21, в этих семьях 63 ребенка; в социально опасном положении находятся 18 семей, в них проживают 26 детей. Учитывая социальное положение семей, основную задачу школы по работе с родителями педагогический коллектив определил так: сделать школу привлекательной для родителей и активно вовлекать их в общий образовательный и воспитательный процесс. Ведь порой нежелание родителей выполнять свои родительские обязанности, незнание взрослыми процессов, происходящих в школьной среде, приводят к отчуждению ребенка от семьи. Поэтому школе необходимо было поднять институт семьи в глазах ребенка, установив тесный контакт с родителями воспитанников. Для этого в школе разработана технология совместной деятельности педагогов, специалистов с семьями учащихся. В первую очередь это психологическая поддержка семьи, которая осуществляется через беседы психолога, медика, тематические родительские собрания и семинары. Чтобы узнать наиболее проблемные направления, проводится анкетирование родителей, результаты диагностики служат основой для дальнейшей работы. Через службы социальной защиты и общешкольные акции «Помощь» оказывается материальная поддержка малообеспеченным семьям. Те родители, что уклоняются от исполнения родительского долга, приглашаются на заседание всеобуча, административное собеседование, заслушиваются на комиссии по делам несовершеннолетних, в отделе по делам несовершеннолетних, по месту их работы рассылаются уведомления и письма. Однако наиболее эффективной моделью укрепления связей школы и семьи стали традиционные общешкольные праздники. Об этом направлении работы с семьями подробнее рассказывает педагог дополнительного образования Татьяна Константиновна Гончаренко:
- Проведение семейных праздников стало доброй традицией школы. Начало было положено в 2001 году. К тому времени в школе были созданы благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Первый проведенный семейный праздник вдохновил всех: и педагогов, и родителей, и детей. С тех пор мы ежегодно проводим праздник, при этом его форма, основная тема меняются. За восемь лет с успехом и большим общественным резонансом прошли творческий вечер «Родительский дом - начало начал», спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», ролевая деловая игра «7 Я», семейная музыкальная кругосветка «Музыка нас связала», деловая игра «Содружество». В 2008 году, объявленном по инициативе президента В. Путина годом семьи, в январе была проведена ролевая игра «Формула успеха». В ней приняли участие команды родителей, детей, педагогов с 1-го по 11-й класс. В чем же заключалась «формула успеха» для каждой семейной команды? По мнению большинства участников, это совместное, дружное, успешное выполнение игровых заданий родителями и детьми. И, конечно же, каждая команда, состоявшая из семи человек, в ходе игры влилась в единую школьную семью. Да и на самом празднике витал дух дружной, талантливой, большой семьи, в которой можно положиться на каждого, где каждого поймут и поддержат таким, какой он есть. Организаторам игры было приятно видеть счастливые глаза тех детей, рядом с которыми были родители. Они сделали правильный выбор, проведя вместе с ними в школе несколько часов.
По итогам ролевой игры «Формула успеха» все семьи награждены благодарственными письмами. А почетное звание «Семья 2008 года» присвоено трем семьям 1"Б» класса: Притыкиным, Рекиным и Дельмухаметовым, а также трем семьям 10"А» класса: Касаткиным, Старостенко и Ищенко.
Проведение семейных праздников играет немаловажную роль во взаимопонимании школы и семьи. Они полезны для родителей, которые видят своих детей в другой обстановке, где ребенок может показать интеллектуальные, физические, творческие способности. Порой родители могут и не догадываться, что их ребенок ими обладает. Участие родителей вместе с детьми в школьных делах помогает лучше понять психологию ребенка, способствует более близкому общению. А это значит, что ребенок ощущает поддержку взрослого, понимание его проблем, его интересов, он чувствует себя более уверенным, защищенным и любимым взрослыми. Остается добавить, что результаты мониторинга программы «Семья» радуют. Всего один пример. Семей, поставленных на внутришкольный учет в 2007 году, стало меньше, чем, например, в 2006 году, а также снизилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете.
Закончить хотелось бы обращением к родителям. Если вы будете бывать в школе регулярно, значит, вы будете владеть дополнительной информацией о своем ребенке, о школе, о его друзьях и, исходя из этого, более объективно оценивать успехи ребенка, его шаги на пути к самостоятельной жизни. Помните, что общий тон воспитания детей создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением!
На снимках: победители ролевой игры «Формула успеха» семьи 1 Б, 10 А классов.
|